Все зависит от того, кто ставит перед вами цели. Цели бывают разные, но все их можно разделить на две большие группы
1. когда мать остро нуждается в работе.
2. когда мать еще не работает или есть кому сидеть с ребенком (например, бабушка готова это делать), но родители считают, что детский сад поможет ребенку в развитии и социализации.
Если с первым пунктом все более-менее понятно: если нужно платить ипотеку или содержать ребенка, то оба должны приспособиться к этим условиям. Во втором случае, однако, все гораздо сложнее. Чтобы определить, пора ли ребенку идти в детский сад, нужно понять, каковы его потребности и какие из этих потребностей «закрывает» детский сад.
В большинстве случаев родители из второй группы говорят, что отдают ребенка в детский сад по причинам «социализации» и хотят, чтобы он «научился говорить» в детском саду. пользоваться туалетом», «он научится общаться» и т. д.
На самом деле в детских садах есть много полезного администрирование (которое вряд ли можно организовать дома), развитие ежедневного общения и коммуникативных навыков (хочешь или не хочешь, учишься мыть ветки, должен сидеть, одеваться и раздеваться, в туалете договариваться с другими детьми), сверстники, регулярная музыка, физкультура, умение общаться и играть с рисованием, математикой, развитием речи и т.д. Несомненно, это имеет огромное значение для развития ребенка.
Однако все это уместно и помогает развитию малыша только в том случае, если в саду царит спокойный и позитивный настрой, и если малышу в целом приятно находиться в саду. Если же ребенок тревожен и плачет в течение всего дня, польза сада весьма сомнительна. Более того, полноценное обучение и развитие возможно только в состоянии покоя, и это подтверждено научными исследованиями!
Это физиология. Когда человек (будь то ребенок или взрослый) находится под давлением, у него вырабатываются соответствующие гормоны — адреналин, норадреналин и кортизол. Под воздействием этих гормонов учащается пульс и дыхание, замедляется пищеварение, напрягаются мышцы — организм готовится к тому, чтобы в той или иной форме справиться с «риском» (реальным или воображаемым).
Все остальные функции, включая логическое мышление, в этот момент временно недоступны.
К сожалению, такие дети очень тяжело переживают разлуку с матерью (даже если у них хорошие учителя!). Они есть во всех группах. Конечно, большинство из них — в самой маленькой группе, но есть и те, кто находится в середине, даже в самой большой группе.
Их не радует возможность «играть с детьми», их не привлекают самые красивые подвижные игры, настольные игры, пение и танцы, куклы и машинки. В большинстве своем это чувствительные и неуверенные в себе дети.
Даже самые лучшие воспитатели не могут уделить всем детям столько внимания, сколько им нужно. Ведь в группе обычно 25-28 детей (это больше, чем положено по гигиеническим нормам, но это факт).
Что же делать? Не отдавать ли их в детский сад?
По моим наблюдениям, детские сады с их прекрасными развивающими возможностями действительно начинают быть нужны детям с пяти лет. Ребенок способен удерживать в своем сознании образ матери и, как следствие, гораздо легче переносит разлуку с ней. По мере приближения к пяти годам у ребенка также формируется четкая потребность и способность взаимодействовать (с удовольствием и пользой) с другими детьми, играть вместе и заводить друзей.
Мы никогда не знаем, кому из детей понравится в детском саду, а кто будет плакать весь день. Но мы можем судить об этом по типу нервной системы. Дети с уравновешенной нервной системой легче преодолевают адаптацию к яслям, когда начинают посещать садик в возрасте трех лет.
Вероятность того, что дети легко адаптируются к яслям, выше, если они
-социально взаимодействуют с другими детьми.
-Хорошо говорят и могут рассказать о своих потребностях и ситуациях,
— С небольшой помощью взрослого они могут есть, ходить в туалет, мыть руки и переодеваться.
— Могут оставаться одни на некоторое время, чтобы посвятить себя и развлечься.
-Нет противопоказаний по состоянию здоровья (например, пищевая аллергия, отклонения в работе нервной системы, предрасположенность к частым простудам, проблемы со слухом или зрением).
Беспокойных и чувствительных детей нужно знакомить позже!
Однако в любом случае это не следует делать раньше трех лет (мать и ребенок до трех лет находятся в двусторонних отношениях). Мотив социализации, безусловно, не актуален для детей младше трех лет. В этом возрасте ему нужна мама, и еще раз мама! А для своевременного и полноценного развития речи ребенку также необходим контакт со взрослыми, которые активно с ним разговаривают, говорят правильно и четко, комментируют свое и детское поведение, служат примером для подражания.
И это особенно важно в возрасте 2-3 лет, который по своей природе является периодом бурного развития речи, увеличения словарного запаса и усвоения грамматических конструкций. Конечно, сверстники в детском саду не могут быть таким примером, и ни один педагог не может уделить ребенку столько индивидуального внимания, сколько родитель. Поэтому при прочих равных условиях дети в «домах», где родители активно общаются и занимаются дома, раньше и лучше начинают говорить и лучше развиваются.
Тесная эмоциональная связь между ребенком и матерью — это естественное явление, которое поддерживает и поддерживает малыша и не способствует его раннему разрыву. Научные исследования показывают, что социальное развитие детей в большей степени зависит от общения со взрослыми, чем со сверстниками.
Расскажите о своем опыте. Когда ваш ребенок начал посещать детский сад, какие были трудности? Был ли детский сад полезен? В чем, на ваш взгляд, его недостатки?
Скоро в садик
Мать может записать ребенка в детский сад еще во время беременности. Как в дореволюционные времена, когда отцы записывали своих нерожденных детей в гвардейский полк, даже не зная, будет у них мальчик или нет.
Ваш ребенок подрастает, а вы уже думаете, что пора выходить на работу. Лето — сезон отпусков в Дакке, и у вас еще есть возможность воспользоваться помощью бабушки, но осенью вам придется задуматься о том, искать ли няню или решать, кто из детей будет посещать детский сад.
Когда отдавать?
Взгляды на возраст, в котором ребенок может пойти в детский сад, сильно различаются в разных странах. В Израиле, например, послеродовое лицензирование длится всего три месяца, после чего матери отдают детей в детский сад и возвращаются на работу. Противоположная тенденция наблюдается в США.
Американские психологи пришли к выводу, что дети в возрасте до года нуждаются в матери 24 часа в сутки на протяжении трех лет. Они остаются без матери на несколько часов. Это связано с тем, что в раннем возрасте, особенно в первые месяцы жизни, формируется базовое доверие к миру, на основе которого происходит дальнейшее развитие личности.
Считается, что желательно вообще не отдавать ребенка в сад, особенно если есть неработающая бабушка, готовая посидеть с внуками. Однако дети, находящиеся в домах под постоянной опекой, рискуют вырасти совершенно неподходящими для взрослой жизни, коллективистами, иждивенцами и не умеющими рассчитывать на других. Что касается стресса, который дети испытывают в первые годы пребывания в детском саду, то он может стать еще более тяжелым, поскольку дети испытывают его и в школе.
В нашей стране преобладает мнение, что детей следует отдавать в детский сад с двух-трех лет. В основном это связано с тем, что дети в детском саду часто болеют, а также с тем, что няни и воспитатели не могут обеспечить должный уход за каждым из 15-20 детей, которые еще не умеют пользоваться ложкой одеваться или ходить в туалет. К сожалению, это действительно так.
Чем младше ребенок, тем слабее его иммунная система, тем более он уязвим для инфекций. И конечно, когда речь идет о детском саде, ребенок должен иметь хотя бы базовые знания о самостоятельности. Кстати, во многих садах запрещено приносить кукол, и не все дети готовы выбрасывать их, когда ложатся спать.
Кроме того, в саду для каждого ребенка устанавливается единый режим, и чтобы к нему привыкнуть, детям нужна особая самодисциплина. Учитывая эти сложности, отдавать детей в возрасте до 2,5-3 лет в обычный местный детский сад нецелесообразно. Однако есть и альтернативные варианты.
Куда отдавать?
Действительно, в вашем районе есть несколько коммерческих детских садов, которые принимают детей до 1,5 лет. Количество детей в группах там не превышает 7-12 человек, дети занимаются по различным современным методикам (Монтессори, Никитина, Зайцева и др.) и проходят оздоровительные программы. В этих детских садах не предъявляют жестких требований к тому, что дети должны делать или от чего отказываются.
Конечно, самостоятельность здесь приветствуется. Это как рай для детей и родителей. Однако они должны быть готовы к тому, что ежемесячная плата за посещение таких детских садов составляет от 100 до 300 долларов США в месяц.
Родители, которых не устраивает первый или второй вариант, объединяются с другими мамами по соседству и создают «семейный детский сад». Это означает, что каждая мама заботится о каждом ребенке в доме. Или же одна из матерей организует детский сад в своей квартире, а остальные за определенную плату водят к ней своих детей.
Семейные или частные детские сады дают возможность более гибкого и индивидуального подхода к детям и максимально снижают риск заболевания. Если ваш ребенок активен и общителен, ему интересны другие дети — скорее всего, он легко адаптируется в группе. Если же он замкнут, задумчив, ему кажутся неинтересными другие дети — может быть, лучше подождать в саду.
И вот вы решили, что малыш все-таки пойдет в детский сад. О них нужно позаботиться заранее. Запись в осеннюю группу обычно происходит в марте-апреле, иногда раньше.
Если речь идет об обычном местном детском саде, возможно, вам придется ждать в очереди от 1,5 до 2 лет. Иногда мамы записывают своих детей в детский сад еще во время беременности. Это точно так же, как в дореволюционные времена, когда отцы записывали своего будущего сына в охранную грамоту, но не знали, будет ли он мальчиком.
Подготовка ребенка к садику
Подготовка к детскому саду не заканчивается записью в группу. Ребенка необходимо укреплять, чтобы избежать частых болезней. Для этого не обязательно выполнять сложные ежедневные процедуры.
Достаточно просто наряжать ребенка, купая его и одевая самостоятельно, не рассматривая его как тепличное растение; годовалый малыш может пить сок и кефир без подогрева, прямо из холодильника.
Постепенно снижайте температуру воды при купании, до 28-26 градусов Цельсия. Контрастный душ можно использовать у края ванной, но если дети не любят эту процедуру, лучше от нее отказаться. А летом не упускайте возможность поплавать в естественных водных средах.
Постарайтесь приобщить малыша к режиму, максимально приближенному к тому, что ждет его в детском саду.
Если ваш ребенок никак не может овладеть премудростями пользования туалетом, не отчаивайтесь. Как правило, малыши видят других детей, отказываются от подгузника и сами начинают ходить в туалет. То же самое касается и самостоятельного питания.
Первые дни в саду
Адаптация к детскому саду должна быть постепенной. Сначала сходите туда на несколько часов и понаблюдайте, как ребенок сидит и играет с другими детьми на руках у малыша. Когда ребенок привыкнет к новой группе, оставьте его в саду на некоторое время, но предупредите, что вы уходите, и скажите, что пора возвращаться.
В этом возрасте понятие «два часа» еще ничего не значит для ребенка. Скажите ему, например, что вы заберете его после обеда и убедитесь, что вы не опоздали.
Адаптация к новому пространству может занять неделю или две, в зависимости от характера вашего ребенка. Если ваш ребенок деформирован и чрезмерно привязан к вам, решением может стать центр, созданный как связующее звено между домом и повседневным уходом. Мы желаем вам удачи в выборе центра ежедневного ухода и надеемся, что ваш ребенок будет счастлив!