12. 12. 2016 Печать содержания объяснительной записки нерадивого сотрудника в равной степени может вызвать гнев, вопросы или сочувствие со стороны режима.
Некоторые из выпадов этого года попали на страницы юмористических журналов. Однако эта «бумажка» — важное промежуточное звено между дисциплинарным проступком и наказанием нарушителя. Обесценивание его имущества может иметь весьма негативные последствия для работодателя.
Так, работник склада Сидоров громко протестовал против низкой зарплаты и, по его мнению, управляя погрузчиком, упал в штабель готовой продукции, хранящейся в отделе упаковки. А Галкина, специалист по продажам, не вернулась на свою работу. Работодатель интуитивно предполагает (или даже имеет все основания предполагать), что Шинтлов сделал это умышленно, Петрова больна «звездной болезнью» и чувствует себя незаменимой.
Поэтому соблазн наказать их немедленно, не выходя из фонда, очень велик. Однако делать этого нельзя, потому что не получится. Алгоритм поведения работодателя в подобных ситуациях определен в статье 193 Трудового кодекса РФ.
Независимо от того, насколько благоразумен работник, он должен потребовать «письменного объяснения». Затем подождать два рабочих дня. Если объяснение предоставлено, необходимо проанализировать, насколько обоснован проступок.
Если объяснение не получено, необходимо составить соответствующее поведение и начать дисциплинарное производство, четко осознавая, что отсутствие объяснений со стороны сотрудника не является препятствием для исполнения наказания. В любом случае «удача» нарушителя остается в руках работодателя. А объяснительная записка или акт об отсутствии — документ, который является основанием для возможного привлечения виновного должностного лица к дисциплинарной ответственности, — сам становится ее основанием.
Как правильно запросить объяснение
Самый распространенный случай — когда объяснение дается руководителем в устной форме. В какой-то степени это применимо только к небольшим группам, где все на виду и отношения более или менее доверительные. В больших группах этот метод не работает.
Как потом доказать, что объяснение было запрошено и что оно было дано вовремя? Правильный подход заключается в том, чтобы написать приказ, в котором сотрудник обосновывает свой проступок, с указанием даты запроса (да, напишите именно ее). В идеале это должно быть напечатано на фирменном бланке и храниться в файле в соответствии с процедурами компании. Запрос может быть подписан либо исполнительным директором, либо «функциональным руководителем», то есть руководителем структурного подразделения, находящегося в подчинении.
Поскольку утвержденной формы этого документа не существует, каждая организация составляет его по-своему.
Образец уведомления с просьбой письменного объяснения работника
Лучше подписать визовую копию письма в присутствии свидетеля (вместе с копией документа о нарушении дисциплины, например, прогуле). Письмо остается в организации и служит доказательством. Оно подшивается в дело.
Если имеет место публичная конфронтация и виновник категорически отказывается что-либо подписывать, можно подписать расписку при свидетелях после того, как отказ будет зафиксирован в акте. Если он совсем перестал появляться на работе, требование о предоставлении объяснений следует отправить по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (в случае с особо неприятным сотрудником можно заказать доставку письма на дом)). В уведомлении указывается дата вручения письма, а письменное объяснение должно быть представлено через два рабочих дня после этой даты.
На практике сотрудник может находиться в другом городе, и объяснение может не прийти по почте в течение двух дней. Лучшее решение — договориться с сотрудником по телефону об отправке объяснения заказным письмом, а подтверждение доставки и скан или фотографию самого объяснения отправить по электронной почте. Почтовый штемпель с датой отправки подтвердит, что письмо было отправлено вовремя.
Как правильно принять объяснение
Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит требований к «визуальному оформлению» письменных объяснений. Однако в любом случае должно быть понятно, кто и кому пишет, и что данный документ является именно объяснением, а не чем-то иным. Чтобы защитить себя от необоснованных обвинений в том, что вас заставили подписать чужой текст, лучшим вариантом будет объяснение, написанное от руки.
Сотрудникам можно лишь посоветовать как можно подробнее объяснить, что произошло в тексте, не делая собственных выводов и не оценивая случившееся. Виновник может написать в описании что угодно — от «я забыл» и «я устал» до «я встретил инопланетянина по дороге на работу». Читайте также: «Работодателям-ипотечникам запрещено увольнять сотрудников» Не стоит навязывать нарушителю свое мнение о его проступке, а затем отказываться принимать объяснение, потому что оно «нелепое».
Письменное объяснение сотрудника будет принято, а сам факт зафиксирован. Объяснение обычно регистрируется как внутренний документ. Копию объяснения, заверенную печатью с регистрационным номером и датой, следует передать сотруднику; если по истечении двух рабочих дней от сотрудника не будет получено объяснение по факту правонарушения, будет составлен соответствующий акт.
Образец акта об отказе работника от письменного объяснения дисциплинарного проступка
Этот документ должен составлять тот же сотрудник, который ранее зафиксировал нарушение дисциплины, желательно в присутствии нарушителя, чтобы он мог быстро понять и ознакомиться с актом.
Нарушение процедуры увольнения
Как показывает судебная практика, последствия «наказания без объяснения причин» могут быть весьма негативными. Поэтому Московский городской суд в своем апелляционном определении от 24 августа 2016 года по делу № 33-27314/2016 был вынужден восстановить на работе некоторых сотрудников, уволенных работодателем за прогул. Обоснование: В суде отсутствуют доказательства того, что заявитель должен был представить письменное объяснение по поводу своего отсутствия на рабочем месте.
Другими словами, процедура наложения дисциплинарного взыскания не была соблюдена. И еще одно дело, в котором судья в аналогичной ситуации отметил нарушение процедуры увольнения из-за отсутствия объяснений: 6 апреля 2015 года гражданин З. был принят на работу в компанию на должность начальника отдела кадров по контракту; 2 декабря 2015 года он обратился к работодателю с заявлением о выдаче лицензии по уходу за ребенком сроком на 18 месяцев с 3 декабря (внучка ) и попросил выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком; 3 декабря Г.
не вышла на работу, что подтверждается показаниями работника, актами об отсутствии на рабочем месте и отказом дать объяснения. Работодатель также не выдал ей разрешение на присмотр за внучкой, написав «Разрешение выдано в связи с увольнением». (принадлежит ребенку и не получает пособия, или копия трудовой книжки).
В тот же день З. была уволена по пункту «А» п.
Объяснительная или разговор «по душам»: выбираем, что лучше
По телефону ее попросили прийти только для того, чтобы ознакомиться с освобождением от родительского отпуска. Она отказалась прийти, так как была одна с младенцем, чьи родители попали в больницу, тем самым подтвердив законность своего отсутствия на работе. Таким образом, суд поставил под сомнение действия по отказу от объяснительной, поскольку она была подписана человеком, не являвшимся свидетелем разговора между менеджером и заявительницей.
См. также статью Как уволить работника против его воли. Господин З.
был лишен возможности объяснить работодателю причины своего отсутствия на рабочем месте, поэтому работодатель нарушил процедуру распределения дисциплинарной ответственности в виде увольнения. Согласно апелляционному определению Ростовского районного суда от 30 мая 2016 года, истцом по делу № 2 является.33-8952/2016 Судьи также отметили, что согласно части первой статьи 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины отпуск по уходу за ребенком предоставляется до достижения им возраста трех лет. Предоставление данного отпуска является гарантией защиты материнства и детства и не зависит от воли работодателя, поэтому использование данного отпуска не может рассматриваться как отсутствие на работе.
Корреспондент ПБ Сергей Данилов.
В нашем блоге часто публикуются статьи о тонкостях взаимоотношений работодателя и сотрудника. Как показали исследования психологов, формальные и неформальные деловые отношения влияют на эффективность работы сотрудников и коллектива в целом. Как правильно их выстраивать и насколько они эффективны на практике, мы рассмотрим в этой статье.
В качестве примера рассмотрим довольно распространенную ситуацию, когда сотрудник успевает совершить преступление до того, как компания и ее руководство хотят изменить его поведение и отношение к работе. В большинстве случаев это заканчивается требованием представить письменное объяснение, которое может стать основой для более сурового наказания в будущем. Альтернативный вариант — разговор «по душам», который имеет положительные последствия только в том случае, если руководитель обладает психологическими навыками или неоспоримым авторитетом перед нарушителем.
Однако на практике это лишь верхушка айсберга, на поверхности которого находится только 10 % объема.
В каких случаях нужна объяснительная
Подход к сотруднику будет зависеть как от его психики и воспитания, так и от обстоятельств, в которых он совершил проступок.
Далее рассмотрим несколько случаев, когда правовая база и психологическое воздействие могут быть полезны на практике. Под первым понимается проект объяснительной записки сотрудника-нарушителя. А статья 189 Трудового кодекса РФ определяет дисциплину труда (правила внутреннего распорядка рабочего класса) как предусмотренную трудовым договором.
Основанием для составления объяснительной записки, как правило, является нарушение трудовой дисциплины.
- {Пространство}
- {Пространство}
Другие вопросы регулирования трудовых отношений с работодателем.
Статья 192 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает дисциплинарные взыскания, применяемые к работникам, нарушившим условия трудового договора.
3) Увольнение по уважительной причине.
Согласно положению об оплате труда, при дисциплинарном взыскании удерживается 15 % от оклада, при предупреждении — 25 %.
Письменное объяснение — это документ, объясняющий причины наступления того или иного события. Оно составляется сотрудником и подается непосредственному руководителю. Если проступок не оправдывается, применяется дисциплинарное взыскание.
Когда поможет разговор «по душам»
Это имеет положительный психологический эффект, поскольку повторные проступки влекут за собой следующий уровень наказания. Проступки наказываются строго и не могут переходить на другой уровень, а проходят поэтапно, начиная со штрафа и заканчивая увольнением на определенных условиях. Как правило, сотрудникам предлагают уволиться, чтобы не портить трудовую книжку.
Как правило, психологические последствия проявляются в обоих случаях. Однако беседа «по душам» свидетельствует о большем доверии к сотруднику, чем просьба предоставить объяснительную, и позволяет выявить истинные причины проступка, а не его последствия. Этот метод более быстрый и менее бюрократичный, но подходит только для умеренно ответственных сотрудников, которые ценят рабочее место и уважают своих руководителей.
В противном случае такие беседы будут иметь временный эффект, например, до следующей пьянки. Или же они становятся совершенно бесполезными, если, например, у человека есть другие источники дохода. Разговоры «по душам» также могут позволить нарушителям объяснить свою ситуацию, не прибегая к штрафам или трудовым книжкам.
Настоящие причины опозданий и прочих неприятных поступков
Однако и того, и другого можно избежать, если задуматься о реальных причинах задержек и устранить их.
Важно понять причины нежелательного поведения работников, особенно в случае опозданий. Ведь они могут быть самыми разными.
Как эффективно бороться с опозданиями
Например, одному сотруднику может не нравиться его работа, и он сам создает себе негативный психологический настрой с утра. Другой просто не знает, как разделить свое личное время и, в принципе, рабочее; у третьего возникают проблемы с общественным транспортом, связанные с передвижением на работу зимой во многих российских городах; в-четвертых, детей нужно отвезти в детский сад или школу; в-пятых, работа не всегда выполняется утром из-за отсутствия контроля. Не стоит приходить слишком рано, так как ребенок останется без присмотра взрослых.
- {пространство}
- {пространство}
- {Пространство}
- {Пространство}
{Пространство} находилось в зоне комфорта сотрудника.
Это пять основных составляющих мотивации человека. Комфортные условия — это чистота помещения, температурный режим, наличие полного социального пакета и разумная удаленность от места жительства сотрудника.
Например, если на рабочем месте летом тепло, а зимой холодно, работодатель должен быть заинтересован в установке сплит-системы. Полноценное освещение, если система вентиляции слишком темная, если в помещении душно. В этом случае важно учиться на непосредственности сотрудников, а не на мнении руководителей, которые могут находиться на действующем «рейдерском» рабочем месте.
Для этого стоит регулярно проводить опросы сотрудников. Сегодня для них даже не нужно тратить бумагу — достаточно создать корпоративную разговорную комнату для одного из мессенджеров, а в ней — опрос, и все станет ясно. В условиях режима самообложения, объявленного в Москве и многих регионах России, единственный способ вести учет и не ходить в офис — использовать облачные сервисы.
Существует такая наука, как «тайм-менеджмент», которая учит людей управлять своим временем. Как показывает практика, большинство работников не хотят опаздывать, но им очень сложно планировать свое утро. И, как правило, то же самое касается всего рабочего дня.
Поэтому, если ваши сотрудники стоят своих денег, им полезно пройти курс тайм-менеджмента, чтобы научиться распределять задачи на определенный период времени. Если они будут делать это ответственно, опоздания исчезнут, а производительность труда возрастет.
Люди по-разному решают проблемы с общественным транспортом. Некоторые компании предоставляют своим сотрудникам служебный автомобиль, другие организуют служебный транспорт из разных районов города. Некоторые компании допускают удаленную работу, если нет необходимости находиться на рабочем месте в офисе.
Бухгалтеры, как и программисты и копирайтеры, теперь тоже могут организовывать удаленную работу. Организовать такую работу можно с помощью 1С на облаке Scloud.
Проблемы в детских садах и школах часто можно решить, сдвинув график работы сотрудников на 30-60 минут. Это также позволит им избежать пиковых пробок и приходить вовремя.