Одна из особенностей — это официальные документы, которые организация выдает своим работникам в различных ситуациях. Несмотря на то что законодательство в области трудовых отношений не требует обязательного предъявления работниками характеристики, многие организации не обходят стороной этот документ, когда сотрудник устраивается на работу или представляет характеристику на кого-то. Случаи могут быть связаны с официальным запросом на предыдущее место работы о предоставлении характеристики работника.
Как правило, характеристику составляет руководитель структурного подразделения, в котором работает (или работал) сотрудник. При написании характеристики генеральный директор должен проявить индивидуальный подход, показать, что он хорошо знает работника и объективно оценивает его деловые и личные качества. Именно потому, что характеристика должна быть объективной, в некоторых случаях она может включать не слишком лестную оценку благосостояния сотрудника.
Главное — соблюдать сдержанность, точность, избегать представлений, оскорбляющих работников, и несправедливых оценок.
Как правило, в характеристике дается оценка работника как профессионала, его профессиональной деятельности, деловых и личных качеств.
Текст характеристики можно условно разделить на различные части
1 — Часть заголовка,
2-Информация об анкете сотрудника,
3 — данные о трудовой деятельности сотрудника,
4 — оценка деловых и личных качеств работника,
5 — Заключительная часть.
Первая часть — Заголовок — название документа (характеристика), должность, которую занимает сотрудник (в том числе фирменное наименование), фамилия, имя, отчество сотрудника (голографически), примеры:
ХАРАКТЕРИСТИКА
‘Практика’, для хорошего контролера отдела аудита.
Михаил Васильевич Соколов.
Вторая часть — элементы профиля — фамилия, инициалы сотрудника (повторять фамилию и имя не допускается), год рождения, образование (сообщается учебное заведение, где и когда сотрудник его окончил) , специальность (профессия), ученая степень, звание (если есть). Как правило, эта часть обозначения составляет первый абзац текста. Например:
М.В. Соколов родился в 1976 году, получил высшее образование и окончил экономический факультет Московской академии экономики и права в 1998 году по специальности «Бухгалтерский учет и аудит» С 1998 по 2000 гг. Соколов проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации.
Третья часть включает описание трудовой деятельности сотрудника. Обычно в этой части указывается год и должность, с которой сотрудник начал свою трудовую деятельность в организации (допускается указание, в какой организации и на какой должности работал сотрудник до прихода в организацию). Здесь же приводится краткая информация о том, в какой отдел был переведен сотрудник, то есть о его карьерном росте.
Эта часть также включает описание результатов трудовой деятельности сотрудника. Перечисляются наиболее важные результаты работы сотрудника (какие задачи решались под руководством или при участии сотрудника, какие задачи выполнялись самостоятельно). Также могут быть включены сведения о повышении квалификации, дополнительном обучении, вторичной работе, переподготовке и т.
д.
М. В. Соколов работает в ООО «Практика».
Первоначально он работал аудитором в отделе аудита, а с 2004 года — старшим аудитором в том же отделе До прихода в ООО «Практика» М. В. Соколов в течение двух лет работал заместителем контролера в М.
В. ЗАО «Знак качества» За время работы в ООО «Практика» М. В.
Соколов был членом экспертной группы. Соколов был членом экспертной группы и участвовал в проверках ряда компаний, в частности ОАО «Нота» и ОАО «Инвестбанк». В настоящее время является руководителем группы консультационных и аудиторских услуг ЗАО «Роста».
В 2005 году М. В. Соколов с отличием окончил Высшие курсы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Четвертая часть предполагает оценку деловых (профессиональных) и личностных качеств сотрудников. Показатели, на которых основывается такая оценка, могут быть самыми разными. Особое значение в характеристике имеет оценка профессиональной компетентности, деловых качеств, работоспособности, психологических и моральных качеств сотрудника.
При оценке профессиональной компетентности сотрудника следует обращать внимание на его опыт, уровень квалификации, знание уставных и иных нормативных правовых документов, эрудицию и интерес к внешнему и внутреннему опыту. Способность к самообразованию и пониманию своих прав и обязанностей и т. д.
Предпринимательские способности сотрудника проявляются в умении устанавливать и поддерживать деловые отношения с коллегами, руководством и другими сотрудниками компании, т.е. выполнять административные и аналитические задачи, планировать задачи и контролировать их выполнение. И т.
д.
Рабочая компетентность сотрудника оценивается по тому, насколько активно он работает над выполнением поставленных задач, по его способности организовать рабочий процесс и выполнить работу качественно и в срок, по его поведению в сложных ситуациях и по его способности нести ответственность за результаты работы на основе эффективности принятых решений или результатов работы.
Личные качества сотрудника проявляются в его взаимоотношениях с коллегами (дружелюбие, общительность), уровне общей культуры и психологической настроенности сотрудника.
При оценке качеств сотрудника очень важно задать правильный тон, чтобы как можно точнее определить уровень его знаний и навыков. Конечно, уровень знаний, опыта и навыков может быть оценен как «очень хороший» или «высокий» (например, он опытен, обладает высоким уровнем знаний, имеет глубокие познания). «достаточно хорошо» (например, он имеет достаточный опыт, обладает достаточными знаниями), в третьем случае «не очень хорошо», «мало» (например, он не очень хорошо знает предмет …
и не обладает достаточно глубокими знаниями) … ), в четвертом случае как ‘недостаток знаний, опыта, навыков и т.д.’ (например, … ‘отсутствие опыта в области …, отсутствие навыков …’ (например, …).
В той же четвертой части характеристики дается информация о форме поощрения, награждения или наказания сотрудника (например, по итогам работы в 2005 году он был награжден ценным подарком).
В последней части характеристики указывается цель ее составления («Характеристика … готов к представлению»).
Текст этой функции пишется для третьего лица, вводимого или неопределенного срока (окончил, работает, выполняет, имеет). Данная функция пишется на стандартном листе бумаги формата А4 и обычно подписывается несколькими лицами, например, руководителем учреждения (или заместителем руководителя) и руководителем кадровой службы (или руководителем трудового коллектива). (Op.
cit.). Рекомендательное письмо может быть подписано одним лицом — руководителем организации, поэтому копия рекомендательного письма в агентство должна быть подписана руководителем сотрудника и ответственным лицом. Сервис работает.
Подписи заверяются физической печатью. Дата выдачи характеристики проставляется под подписью в левом нижнем углу. Характеристика составляется в двух экземплярах: один для отправки по месту назначения (исходящий), второй (один экземпляр) остается в организации.
В.Ф. Янькова, доцент, Государственный университет имени В.Ф. Янькова.
Статья опубликована в журнале «Секретарский справочник», 9 сентября 2006 года.
Как написать характеристику на сотрудника
Составлено подробное руководство для руководителей — «Оценка работы сотрудника: как правильно написать». Оно подходит для ситуаций, когда необходимо составить характеристику перед уходом на новую работу или для принятия решения о переходе на новую должность в той же организации. — Что такое учредительный характер — Что такое учредительный рабочий характер — Обязан ли сотрудник предоставлять рекомендательное письмо работодателя? Эффективная оценка персонала Как.
Что такое характеристика
- Его имя, должность, образование, место работы.
- Элементы, связанные с дополнительным образованием, например, занятия, пройденные сотрудником во время работы.
- Описание его профессиональной квалификации — результаты, которых он достиг, задачи, которые он выполнял. Можно указать навыки, которых не хватает специалисту.
- Данные о наградах, поощрениях, участии в профессиональных конкурсах и мероприятиях.
- Дополнительная информация о сотруднике — его мотивация, какие социальные навыки развиты хорошо, а какие требуют дополнительного внимания.
- Менеджер по персоналу
- Управление персоналом
- Управление заработной платой
- Технология подбора персонала
- Директор по доходам и льготам. Интенсив
Подробности и регистрация
Если сотрудник занимает или стремится занять руководящую должность, в характеристике необходимо указать показатели управления персоналом. Эти показатели зависят от того, как организован анализ процессов организации. Это могут быть просто данные о том, что люди управляли численностью персонала и достигли целей, поставленных на предыдущий год.
Или более подробная информация о KPI — о том, что вы очень хорошо выполняете план, нанимаете очень большое количество сотрудников и что ваша эффективность очень высока.
Какими бывают характеристики на работе
В обширных интернет-инструкциях о том, как писать характеристики на сотрудников, авторы обычно рекомендуют начинать с описания карьеры на рабочем месте и рассказывать о достижениях и особенностях бизнеса. Отчасти это верно, и такая информация полезна для всех читателей функции. Однако есть и другой вариант — начать с адресата функции, сначала понять, кому и зачем она нужна, а потом уже формулировать содержание.
Внешние функции. Так называется характеристика, которую сотрудник просит при увольнении — он показывает ее потенциальным работодателям. Другие варианты — при подаче заявления на поступление в вуз, прохождение военной службы, участие в конкурсе профессионального мастерства или получение стипендии.
Такие документы должны быть формальными — используйте фирменный бланк и пишите полную должность автора характеристики. В содержании укажите, что важно для читателя. Например, «Читатель должен обратить внимание на своего …» :
- Если документ необходим для получения гранта, разумно сказать о целеустремленности сотрудника, его деловых и лидерских качествах, а не обо всех его профессиональных достижениях.
- Напротив, документ должен содержать максимум информации о профессиональных активах и обязанностях сотрудника. Важно, чтобы будущий директор понимал, на что способен сотрудник и насколько добросовестно он относится к своим обязанностям.
Как вариант, можно обойтись локальным нормативным актом и утвердить примеры всех характеристик сотрудника организации. Например, это может быть не только анкета, но и таблица с тремя вопросами Если работник отвечает, какую должность он занимает, какие навыки он продемонстрировал на работе, как он справляется со своими обязанностями, выполняет ли их с усердием и добросовестностью, как относится к ним.
Непосредственный руководитель сотрудника создает внешнее обозначение.
Внутренние характеристики. Эти документы обычно составляются при повышении сотрудника в должности или переводе его в другой отдел. Некоторые формулировки можно проигнорировать — например, использование обычной бумаги вместо фирменного бланка.
Возможно, стоит уделить больше внимания содержанию — в конце концов, на основании этого обозначения принимаются решения, влияющие на работу компании. В документ следует добавить следующие пункты.
- Краткая информация о трудовой биографии.
- Обозначения деловых качеств — умеет ли сотрудник работать в команде, кто он больше — исполнитель или менеджер, склонен ли он к творческой или монотонной работе.
- Доверие сотрудника — когда стоит организовать доступ к важной информации.
- Оценка квалификации сотрудника — при необходимости, когда он готов выполнять обязанности на более высокой должности, чтобы выполнять свои обязанности на текущем уровне.
- Оценка стрессоустойчивости и поведенческих возможностей в критических ситуациях.
В отличие от внешних характеристик, внутренние характеристики могут охватывать одновременно многих людей: руководителей, коллег, персонал и сотрудников службы безопасности.
Обязан ли работодатель выдавать характеристику работнику
Перечень документов, которые работодатель обязан выдавать работникам, регулируется статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации. К ним относятся трудовые книжки, если таковые имеются, копии приказов об увольнении, приказов о переводе, справки о зарплате, начисленных и уплаченных страховых взносах. Характеристики издания как обязательного документа в статье не указаны.
Получите бесплатно книгу в удобном формате EPUB от Русской Школы Управления «Эффективные штатные расписания с наименьшими затратами» с автором Натальей Самкиной, кандидатом психологических наук, экспертом в области управления персоналом, коучем и бизнес-консультантом.
Кроме того, статья 65 Трудового кодекса РФ регламентирует перечень документов, необходимых при подаче заявления о приеме на новую работу. В этой статье также отсутствует какая-либо функция. Поэтому можно с уверенностью сказать, что организация или предприниматель не обязаны оформлять стажеров для своих сотрудников.
Однако это считается хорошим правилом. Имея такой документ, работнику легче проверить информацию, указанную в резюме.
Как эффективно оценивать персонал
Правильно составленная характеристика — это один из результатов комплексного подхода к оценке персонала и лишь одно из следствий. В идеальной ситуации характеристика сотрудника не составляется с нуля. Руководитель получает данные о показателях эффективности из внутренней системы управления, добавляет карьерные траектории и профили, затем формулирует свои впечатления и излагает мотивы и побуждения сотрудника.
Напротив, какие обязательства его не вдохновляют?
Профессиональная и всесторонняя оценка персонала может помочь и в других процессах компании. Например, если в компании внедрить практику составления портрета подходящих кандидатов, менеджеры будут тратить меньше времени на собеседования, а на собеседование будут приходить только мотивированные и подходящие кандидаты. На стратегическом уровне такая оценка помогает понять, какими человеческими ресурсами располагает бизнес и какие сотрудники понадобятся организации в ближайшем будущем, а какие — в отдаленном.
Специализированные курсы Русской Школы Управления предлагают комплексное обучение методам оценки персонала. В рамках программы:.
Курс «Оценка персонала от А до Я» поможет вам понять, как обеспечить компетентный персонал на разных этапах развития предприятия, как комплексно выстроить систему оценки персонала и какие инструменты использовать при поиске и оценке сотрудников.
Как написать характеристику для вуза или колледжа. Будьте честны!
Просьба «Расскажите о себе» многих ставит в тупик. Еще сложнее приходится вчерашним студентам, которые пишут свои анкеты, ищут первую в жизни работу и составляют резюме. Наш блогер Андрей Солозобов упрощает эту задачу и помогает разобраться во всех сложностях подобных текстов.
Моя дочь поступает в университет. Среди документов, которые она должна предоставить для поступления, — справка с места учебы. Согласно правилам, классификация составляется классным руководителем, директором школы или завучем с помощью школьного психолога, который предоставляет результаты тестов или диагностических исследований.
В реальности у учителей и других педагогов нет ни времени, ни желания работать со всеми учениками. В конечном итоге мы заинтересованы в том, чтобы помочь им, предоставив готовые материалы. Учителям и директорам школ нужно только подписать.
«Папа, ты будешь писать сочинение и резюме. Напиши для меня характеристику», — потребовала моя дочь.
Действительно, характеристика — это первое резюме в жизни подростка. Поэтому мы придерживаемся тех же описательных принципов, учитывая некоторые особенности.
- Целостность.
- Специализация
- Активизм
- Точность и ясность
О чём писать
Любой текст может замалчивать свои слабые стороны и подчеркивать сильные. Тысячи подобных характеристик проплывают перед заинтересованным взглядом. У каждого найдется список олимпиад, трудолюбия и «активного участия в школьной жизни».
Наша задача — сделать так, чтобы эта черта выделялась среди похожих и добавляла баллы ученику. В то же время характеристика должна быть честной. Никто не захочет подписывать откровенную ложь.
Поэтому в первом или последнем абзаце подчеркните главное, чтобы у читателя сложилось четкое представление о человеке. Примеры: спортсмен, организатор, творческая личность и т. д.
В основной части разъясните позицию более подробно, приводя конкретные факты.
1. Выделите отличительные черты. Они должны отражать личность и способствовать его будущей работе или профессии. Пример: независимый, творческий человек с чертами успешного организатора.
2. соберите факты. В каких конкретных мероприятиях он участвовал, от кого получил благодарственные письма и за что получил награды? Пример: лауреат второй премии в номинации «Театральное искусство» международного конкурса-фестиваля «Волшебная феерия».
3. заполните логическую структуру и конструкцию. При написании слова «инициатива» стоит уточнить, как она проявляется. Например, он организовал класс, чтобы отпраздновать день рождения учителя.
Как писать
Избегайте клише «выполнил, выиграл, достиг». Желательно использовать активные глаголы, такие как «завоевал», «победил» или «участвовал». Понятно, что описания характеристик не являются творческими текстами и должны использоваться только там, где это уместно.
Точность и ясность изложения. Сосредоточьтесь на последствиях этого или других проявляющихся подростковых черт. Например, своевременное выполнение домашних заданий и помощь одноклассникам в понимании уроков.
Оформление
Эта функция не является самостоятельным резюме или портфолио. Теоретически они должны создаваться учебным заведением или работодателем. Поэтому в большинстве случаев берется простой текст без примечаний, заголовков и прочих ухищрений, которые делают текст более полезным и легким для восприятия.
Однако даже в этом случае необходимо и нужно упрощать чтение. Читайте «Кирпичи из неструктурированного текста», которые никому не нужны.
Прочитайте еще раз:
Что делать, если мой ребенок не хочет никуда идти?
Разбейте письмо на блоки и абзацы. Если письмо нужно прочитать быстро, глаза должны скользить по тексту и схватывать первое предложение абзаца. Поэтому всегда делите текст на блоки, а каждый блок — на абзац.
Например, есть три блока.
- {пробел}
- {пробел}
- Организационные возможности.
Добавьте списки. Они будут выбрасывать текст, поэтому проще сканировать их на глаз. Вы можете создать списки своего участия в олимпиадах, наград, клубов, дивизий и т. д.
Придерживайтесь этих правил, когда пишете характеристики на себя, своих детей или коллег. Если вы это сделаете, то добьетесь успеха.